Испокон веков коми-пермяки добывали себе пропитание не только собирательством, но также охотою. Умелый и удачливый охотник коми-пермяк был уважаем сородичами наравне с колдунами. Ведь он мог договориться со всемогущими духами леса и даже с самим лесным Хозяином. Собирались на охоту долго и тщательно. Во время обсуждения последовательности действий и мест расстановки охотники называли птиц да зверей не своими именами, а уважительными прозвищами. Самого же сильного лесного зверя – медведя (того самого, что в берлоге живет), на всякий случай звали прозвищем — Сам хозяин. Совершались обряды заговоров удачи и оружия – заговаривали охотничью удачу заранее, либо уже в лесу. Слова заговора произносили над подношением.
Сегодня охота – это чаще всего способ смены рода деятельности для отдыха. Как ни странно, но заговорами пользуются и современные охотники. И, конечно, как и их предшественники, они придерживаются многих примет и поверий.
Многие охотничьи традиции и обычаи коми- пермяков потеряли свое истинное значение, и опытные охотники следуют им, не задумываясь. А некоторые жители региона и вовсе не знают про них.
Фестиваль «Охота на охоту» – это своего рода ПОРТАЛ в мир, где мифы, легенды, придания, заговоры, сказки и история, связанные с охотничьим промыслом, сливаются воедино. Комплекс мероприятий на лесных угодьях в естественных природных условиях, подле мистического камня – валуна «ЕН ИЗ» недалеко от села Ошиб, позволит нам в едином пространстве совместить отчасти восстановленную реконструкцию охотничьих обрядов, фольклор, ролевое направление и театр, игровую культуру, изобразительное искусство, коллекционирование, художественную литературу.
Гости фестиваля погрузятся в мир охоты, смогут примерить на себя образ охотника – коми-пермяка, послушают «байки и былички» заядлых охотников, познакомятся с репродукцией картин коми-пермяцкого художника Виталия Онькова, совершат подношение лесным духам, оценят коллекцию предметов охоты и рыбаловства, посмотрят отрывки из музыкального спектакля – реконструкции «Вöралiсьлöн висьттез» (Былички охотника) и прочее.
Любители лесных приключений смогут выбрать из трёх предложенных свой «Вöралiсь туй» (Путь охотника), пройти его, преодолевая проказы вижлоков и лешаковой ведьмы, принести дичь. С такой охоты живым не вернуться – надо бы оберег смастерить, да взять с собой приманки. Коми-пермяки верили, что лесные духи, как и люди, любят развлечения, поэтому на охоту брали сказителей. Те рассказывали сказки, а духи в благодарность посылали им добычу.
Вот и наши современные охотники, будь то профессионалы или любители, соберутся в своём кругу единомышленников у костра, расскажут и послушают байки, и, совершив обряд заговоров, отметят открытие охотничьего сезона 2025 года в Кудымкарском муниципальном округе.
23 августа · 1 день
Бесплатное
Все самые свежие новости о культурных событиях города
Фестиваль станет завершением второй трилогии о жизни средневековых удмуртов. Два прошлых года рассказали о семье прародителя удмуртского народа — Донды батыре. Этот год принесет развязку легендарной истории.
«Супрядки», вечёрки, посиделки традиционно начинались в ноябре, к этому времени овцы были пострижены, сенокосные и огородные работы закончены.
Организация межнационального фестиваля направлена на укрепление статуса семьи как важнейшего социального института, а, значит, на благополучие семьи; на привлечение внимания к истокам народной культуры и семейных ценностей
Краевой фестиваль-конкурс ансамблей народной музыки, песни и танца, ансамблей и оркестров русских народных инструментов, посвященный памяти Заслуженного работника культуры России, Почетного гражданина г. Оса Бориса Капитоновича Брюхова